Наверх
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Зарегистрироваться
На сайте недоступна
регистрация через Google

Сергей, 45 - 20 марта 2006 21:11

Все
Любовь и влюблённость

Есть любовь, похожая на дым:
Если тесно ей – она дурманит,
Дай ей волю – и её не станет…
Быть как дым, - но вечно молодым.

Есть любовь, похожая на тень:
Днём у ног лежит – тебе внимает,
Ночью так неслышно обнимает…
Быть как тень, но вместе ночь и день.

И. Анненский


. У нас существует некий идеал, и обретается он в некой части нашей натуры, которую в дальнейшем изложении я буду именовать “духом” (прошу не путать с "полтергейстом").
. В общем, плохие новости: созданный нами идеал духовен. Человеческий дух вообще отвечает за идеалы в их самом общем, не конкретизированном виде. Когда мы мечтаем – то есть создаём в своём воображении картинку (например, того, как наша героиня знакомится с Принцем – я пишу опять-таки вполне серьёзно), то «трудится» наш дух. Дух вообще питается мечтой и живет сплошными мечтами, и это есть хорошо. Вообще-то, в терминологии психоанализа этот дух называется “супер-эго”, но в дальнейшем я обещаю не грузить вас особо всякими умными словечками (разве что изредка - чтобы "спустить пар"), а выражаться как-нибудь попроще…
. Но у человека есть также душа. В отличие от духа она не обобщает, а конкретизирует. Дух человеческий - штука своеобразная, и через полчаса вы будете знать о нём всё :-) Ну, например: духу без разницы, есть этот человек рядом со мной, или нет. Возвышенная, литературная любовь в её первоначальной стадии развития настолько духовна, что для неё не имеет значения, есть человек рядом, или нет – и даже любит ли он в ответ… Она просто наслаждается самой любовью, самими переживаниями как таковыми. Но, конечно, это так до поры до времени. Помнится, у Пушкина было: “Мы знаем – вечная любовь живет едва ли три недели…”
. В обиходе нормальные люди не разделяют душу и дух – для них это слишком мудрёно, и потому говорят только “душа”. В своё время, когда я задался целью определить, что же такое любовь, то выдумал следующую формулировку: это когда душа одного человека переживает душу другого как нечто прекрасное. Одна душа наслаждается другой душой – вот и всё. Вообще, в этом тексте неявно проводится различие между возвышенно-романтической любовью (её ещё называют влюбленностью, причём очень часто – юношеской; бывает она или в ранней юности, или у закоренелых романтиков, как ваш автор, для которого такие переживания – самоценность) и тем глубоким чувством, которое и есть собственно любовь. Отличаются они друг от друга следующим образом. Влюбленные никогда не понимают друг друга – но лишь сочувствуют: они настолько чувствами переполнены, что на всё остальное не остаётся уже места. Вообще – для влюбленности очень хорошо не отвечать за другого человека – например, когда каждый живёт под крылышком у своих родителей, и лишь летает на свидания со своим «предметом». Любовь всегда включает в себя и понимание и ответственность. Для влюбленности совсем не обязательно (и даже нежелательно) быть вместе - это лишь ей на пользу, так как оставляет «пространство» для мечтательности; любовь мучится от разделения всегда. С другой стороны, при влюбленности обоим совершенно ясно, что они созданы друг для друга навек, а значит, и будут всегда вместе, что бы там не происходило; при любви люди трезво осознают, что нужны ещё всяческие условия и предпосылки, чтобы быть вместе, да и вообще – всё это очень трудно. Более того – могут позволить себе роскошь в этом усомниться. Любовь вообще более основательное чувство, и ей, к примеру, не нужно, «чтобы всё было красиво»: она готова предстать перед людьми в своей нагой неприглядности - это уже её не разрушит. Как правило, юные романтичные девушки мечтают именно о влюбленности – эта последняя, как правило, действительно красива. От любви красота уже не требуется. Она готова принять в себя и суровые, а часто и неприглядные будни – огорчения, болезни, неприятности, которые люди переносят вместе…
. Влюбленность очень легко проходит (либо переходит в настоящую любовь, однако – не всегда и не у всех), любовь же «долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла… всё покрывает, всему верит, всё надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестаёт» (1 Кор., 13, 4-8). Вообще, по-хорошему, любовь – это то, что посылается людям в награду за то, что они вместе пуд соли съели… Знающие люди утверждают, что влюблённость для любви – всё равно что детство для взрослой жизни, и знаете что? – иногда мне кажется. что они правы…
. Более того. Любовь всегда несет в себе нечто от привычки, а значит, верно и обратное: в привычке есть что-то от любви. Достаточно вспомнить «Старосветских помещиков» Гоголя – сколько в их привязанности поэзии, причём поэзии истинной!
. Влюбленность может вспыхнуть внезапно, из ничего – любовь всегда развивается постепенно… да ей спешить и некуда. Влюбленность более острая и яркая, она кружит голову (собственно, при ней голова и не нужна, по себе знаю) – любовь более спокойная и глубокая, и голова денно и нощно работает над тем, как сделать другому хорошо… Влюблённость постоянно переживается как таковая, влюблённый человек весь горит в этом чувстве, и никогда не остывает – настоящую любовь вообще можно не замечать, как не замечаем мы собственного позвоночника. Из этого следует, кстати, что влюбляются не только и не столько в реального человека, сколько в образ, причем, в большинстве случаев, выдуманный. В собственную фантазию. Ибо если не понимают, если не думают (как о другом, так и вообще) – то кого, спрашивается, любят?
Добавить комментарий Комментарии: 0
InstaForex
Мы используем файлы cookies для улучшения навигации пользователей и сбора сведений о посещаемости сайта. Работая с этим сайтом, вы даете согласие на использование cookies.